Недостаточно просто подобрать понравившиеся диски для вашего автомобиля: каждая модель обладает своими техническими характеристиками и параметрами, в том числе и разболтовкой. Что такое разболтовка колесных дисков, почему она важна и чем опасна неправильная разболтовка? Разберемся в этих вопросах детально.
Что такое разболтовка дисков
Разболтовка - это количество отверстий для крепления диска к ступице и диаметр окружности, на которой они расположены. Крепежные отверстия находятся в определенных местах на заданном расстоянии. Параметры сверловки задаются заводом-производителем, и в зависимости от марки автомобиля будет различный диаметр посадочных отверстий, расстояние между ними и количество.
В сокращении разболтовка имеет аббревиатуру PCD, которая расшифровывается как Pitch Circle Diameter.
PCD не является самостоятельным обозначением и указывается в комплексе с другими параметрами. Например, для автомобиля Ford Focus размер диска выглядит так: 6,5Jx17H2 ET50 PCD: 3x108 d 63.3, где:
-
6,5J - посадочный размер покрышки, измеряется в дюймах;
-
17 - полный диаметр диска, измеряется в дюймах;
-
H2 - кольцевые выступы колесного диска;
-
PCD 3x108 - разболтовка;
-
ET50 - вылет диска, обозначается в миллиметрах;
-
d 63.3 - диаметр главного отверстия.
Как измерить разболтовку дисков
Для изменения этого значения важно определиться с точным числом крепежных отверстий под болты или гайки, поскольку от этого зависит способ измерения. Для уточнения сверловки диска ознакомьтесь с техническими параметрами модели. Если такой информации нет, рассчитать разболтовку можно самостоятельно:
1. Измерьте линейкой расстояние между дальними стенками соседних отверстий в миллиметрах, а потом добавьте к этому числу их диаметр. Вы получите расстояние которое будет равняться “N”.
2. Смотрим на количество отверстий и в зависимости от их числа умножаем получившийся “N” на нужный коэффициент.
-
3 отверстия - 1,55
-
4 отверстия - 1,414
-
5 отверстий - 1,701
-
6 отверстий - 2
-
10 отверстий - 3,326
3. После проведенных вычислений при получении дробного числа округлите результат в большую сторону.
Формула расчета разболтовки:
PCD=Nx(коэффициент)
Иногда автомобильные компании не используют некоторые размеры разболтовок (например, Mercedes). В их спецификации отсутствует размер 111, поэтому если в ваших расчетах он получился таким, то округлите число до 112. Диапазоны возможных размеров для других марок узнайте заранее перед расчетами.
Помните: самостоятельное вычисление проводится скорее для проверки и перестраховки, так как существует таблица совместимости, которая помогает вычислить PCD по марке и модели автомобиля.
Чем опасна неправильная разболтовка
При подборе PCD следует четко соблюдать замеры для вашей модели автомобиля. Например, значения в 98 и 96 мм находятся близко друг к другу, но предназначены для разных марок. Диск с неправильным PCD легко встанет на ступицу, но колесо будет установлено неровно относительно оси. В таком случае не получится достичь нужного уровня затяжки болтов, а это приведет к разбалансировке и ухудшит ходовые качества автомобиля.
Основная опасность кроется в невозможности на глаз определить неправильную разболтовку, и последствия проявляются только во время езды:
-
При наезде на ямы подкрылки цепляют колеса в местах соединения бампера и крыла.
-
Сильнее ощущаются неровности дороге из-за ужесточения подвески.
-
Слышен отчетливый стук колес во время езды, который приводит к неравномерному износу шин.
-
Элементы подвески подвергаются дополнительной нагрузке, ухудшая отклик на рулевое усилие.
-
Теряется надежность крепления колеса, что в дальнейшем приводит к его потере во время езды.
-
Подвеска быстрее приходит в негодность.
-
Непредвиденное изменение дорожного просвета из-за разбалансировки развала-схождения.
Запомните
Разболтовка автомобильного диска важна в сочетании с остальными параметрами. Только комплексное соблюдение всех правил установки дисков поможет избежать технических проблем в будущем, а также позволит сохранить максимальную производительность деталей ходовой на протяжении всего срока службы.
Апрель, 2021. Автор статьи: Иван Жеков